четверг, 3 января 2013 г.

4 Зыков Михаил Борисович, Сабанина Наталья Рафаэлевна. Теория Экономики. – Реферат (1 часть ))




Зыков Михаил Борисович, Сабанина Наталья Рафаэлевна. Теория Экономики. – Реферат: Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е издание. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001. – 544 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)  ISBN 5-8046-0037-0
Часть 1.

Zykov Mikhail Borisovich, Sabanin Natalia Rafaelevna. The Theory of Econimy. – Abstract: The Theory of Economy. – S.-Petersburg, 2001. – 544 p. – Part One: P. 9-35.

tt0_125_239.1, (страница 1)
Form of Culture:    #19   Economy  (Экономика)
Address:  Elets, Russia, World Wide Tolstoy-Templeton “Laws of Life” (“Human Capital”) Library.

Полный курс общей экономической теории по программе экономических вузов и факультетов. В учебнике излагаются закономерности и факторы экономического роста на микро-, макро- и мегауровнях в условиях производства, воспроизводства и «длинной волны». Изложение экономических положений и проблем ведется с учетом взглядов и позиций видных зарубежных экономистов, а также отечественных ученых (с. 2).

ПРЕДИСЛОВИЕ:
Третье издание учебника, представляемого читателю, подготовлено коллекти­вом авторов для углубленного изучения общей экономической теории студентами и аспирантами экономических учебных заведений и экономических факультетов. Это результат накопленного опыта работы преподавателей Санкт-Петербургско­го государственного университета экономики и финансов, а также экономических академий Российской Федерации.
В это издание учебника внесены структурные дополнения в соответствии с логи­кой экономической динамики развития общества, а также уточнения в трактовке отдельных разделов курса.
Общеизвестно, что роль экономической науки в современных условиях суще­ственно возрастает. Практика реформирования экономики, осуществление эф­фективного перехода к рыночным связям и отношениям, обеспечение интеграции экономики в систему всемирного хозяйства предъявляют высокие требования к эко­номическим знаниям участников этого процесса. В значительной мере курс общей экономической теории в исходной основе формирует эти знания.
Материал учебника изложен в шести разделах, логически и последовательно раскрывающих процессы равновесного экономического роста на микро-, макро-, мезо- и мегауровнях. Авторы полагают, что на микроуровне экономический рост рассматривается через призму
tt0_125_239.2, (страница 2)
производства, на макроуровне — воспроизводства и «длинной волны». Мегаэкономика представлена уровнем динамики всемирного хо­зяйства.
Разумеется, производство и воспроизводство тесно связаны и взаимодействуют. В микроэкономике формируются исходные пропорции макроэкономической дина­мики. Но, несмотря на связи, они имеют и различия. И не только по масштабам, но и качественному составу агентов, участвующих в обеспечении экономического ро­ста в общенациональном масштабе в лице государства, финансово-кредитных ин­ститутов, профсоюзов, благотворительных обществ, страховых компаний и т.д.
Центральной проблемой предлагаемого учебника является рассмотрение зако­номерностей функционирования рыночной экономики, анализ рыночного механиз­ма, сегментов и инфраструктуры различных рынков, действующих в целостной эко­номике. Становление цивилизованных рыночных связей усиливает мотивационные импульсы затрат труда, капитала и инвестиций. Это обеспечивает в конечном итоге формирование демократически равных и равновесных связей всех агентов произ­водства и общества в целом.
Вместе с тем авторы отдают себе отчет и в том, что рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Уже в период свободной конкуренции и первоначального накопления капитала значительная доля произво­дительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государ­ство вынуждено брать на себя некоторые проблемы внутреннего регулирования экономики и межгосударственной интеграции экономических процессов, перешагивающих межнациональные границы. С этой целью в рыночной экономике должны широко использоваться встроенные стабилизаторы и регуляторы обеспечения со­вместимости эффективного спроса, занятости, финансового регулирования и т.д.
Экономика в РФ – переходная (с. 10).

1.Цели и важнейшие понятия общей экономической теории. (с. 11-12)
Глава 1. Предмет общей экономической  теории.

1.1.Зарождение и развитие  экономической теории.
Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории.
         Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные  вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

tt0_125_239.3, (страница 3)
         Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику и т.д. (то есть все 22 формы современной культуры, - МБЗ). Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.
         Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как нажить состояние.
         Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например, Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.) сформулировали исходные положении экономической теории о полезности как исходная ценность материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.
         Христианство совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда (труда, создающего сразу две ценности – личность самого трудящегося и блага для других, - МБЗ) (с. 13).
         Как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в 16-18 веках появилось её название – политическая экономия (от греческих слов: «политейя» - общество, «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон). Таким образом, политическая экономия – наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале 17 века.

         1.Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство обще­ства возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, когда товары покупались в одной стра­не по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы — Томас Ман (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекцио­низм в торговле — используются и в современной экономике. Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торго­вой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении
tt0_125_239.4, (страница 4)
равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

2.Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в перево­де с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является произ­водство, хотя и существует только одна его отрасль — сельское хозяйство, где бо­гатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промыш­ленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

3.Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые воп­росы дала классическая школа. Ее представители Давид Рикардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материаль­ном производстве (только ли в материальном, и, вообще, в материальном ли? – МБЗ), причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной фор­мой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории сто­имости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории в ко­нечном счете стать подлинной наукой.

4.В это же время формируются взгляды утопи­ческого социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн (с. 14).

5.На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление. До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рам­ках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономиче­ской мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нордхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д.М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.

К числу современных направлений экономической мысли относится
tt0_125_239.5, (страница 5)
6.Неокласси­ческая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимо­сти и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как сово­купность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе высту­пает спрос и предложение, потребность и потребление.

7.В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы — А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

8.Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).

9.В современной экономической теории следует выделить несколько крупных на­правлений:

-неоклассическое,
-кейнсианское,
-монетаристское,
-институционально-социологическое.

Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в де­нежных измерителях и др.).

Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие её начинается с образования всероссийского рынка в XVII веке и тракто­вок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина (1605-1680 гг.) Его взгляды — проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими уче­ными, как И.Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М.М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А.Н. Радищева, А.И. Герце­на, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, Г.В. Плеханова и др. Они обосновывали необ­ходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе прове­дения финансовых, аграрных и промышленных реформ.
Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксист­ское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столе­тия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические
tt0_125_239.6, (страница 6)
трактовки, хотя они и развива­лись. Особую ценность представляют идеи Н.Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), раз­работавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А.В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма» (с. 15).
В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласнос­ти ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ при­менительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др. обосновывают необхо­димость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на осно­ве использования монетаризма и разумного государственного регулирования.

1.2.Экономические законы и экономические категории.
Все экономические явления и процессы развиваются под воздействием экономиче­ских законов. Что такое экономический закон?
Это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объектив­ные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Это законы развития отношений

-производства,
-распределения,
-обмена и
-потребления.

Между законами развития общества (экономическими законами) и законами природы существуют общие черты и различия. Общее между ними то, что, как и законы природы, экономические законы объективны, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей. Различия же заключаются в следующем:

  экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через неё. Законы природы действуют и вне человеческого общества, например закон всемирно­го тяготения;
  законы природы вечны, экономические законы исторически преходящи (есть один и непреходящий экономический закон, - МБЗ);
  открытие и применение экономических законов требуют определенных уси­лий, так как это использование встречает сильное противодействие отживаю­щих сил общества.

tt0_125_239.7, (страница 7)
Экономические законы объективны, т.е. не зависят от воли и сознания людей, людьми они не изобретаются (как, например, законы юриспруденции). Однако вста­ет вопрос, могут ли быть эти законы познаны человеком и использованы в экономи­ческой жизни?
Ответ на этот вопрос однозначен. Необходимо научное познание экономичес­ких законов и сознательная реализация их требований обществом. Кроме экономических законов общая экономическая теория изучает экономические кате­гории, т.е. логические понятия, представляющие собой теоретическое выражение реальных условий жизни общества, например товар, стоимость, деньги, равнове­сие, спрос, предложение и т.д.
Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов — закономерности развития общества. В этой системе неверно выделять какие-то основные, главные законы. С позиций системного подхода к анализу общественной жизни все законы важны и взаимосвязаны. Нарушение в использова­нии одного закона нарушает всю систему и равновесие в обществе (а вот это утверждение – ошибочно, - МБЗ) (с. 16).
Экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам: специфические и общеэкономические законы.

-Специфические экономические законы — это законы развития конкретно-истори­ческих форм хозяйствования.
-Общие экономические законы — это законы, свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного разви­тия. Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и другие.

1.3.Предмет исследования общей экономической теории.
Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разра­ботки и эмпирической адаптации (то есть пока четко не сформулирован? – МБЗ).
До 1990-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономиче­ского мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская по­литэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литерату­ра прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономи­сты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие наду­манные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т.д.
Предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы
tt0_125_239.8, (страница 8)
производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.
Такой сугубо классовый подход в экономике приводил к игнорированию объек­тивных условий, искажению реальной экономической среды, недооценке общече­ловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это завело эконо­мическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменении предмета исследования и названия курса.
С 40-х годов XX в. экономисты переключили свое внимание на исследование не общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление эконо­мической мысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поиск ме­тодов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продук­ции в фирме — предмет «Экономикс».
Представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория вы­ступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа (с. 17).
Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая её универсальность, отмечают, что это на­ука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к суще­ствованию.
Г.И. Рузавин и В.Т. Мартынов, вновь возвращаясь к политэкономии, отмеча­ют, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различ­ных системах и типах деятельности (Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. - М.: Изд.-во ЮНИТИ, 1994. С. 8).
Как видим, общепризнанного определения предмета общей экономической теории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная на­ука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напра­шивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в про­изводстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограничен­ность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества од­новременно и полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их ис­пользование. Она отражает противоречия между наличием ресурсов и возможнос­тью их использования, которое разрешается при трёх способах организации производства:
tt0_125_239.9, (страница 9)
  основанного на обычаях и традициях, так называемое традиционное производство;
  на основе командно-административной системы;
  на основе рыночной системы организации общественного хозяйства. Эти сис­темные организации могут сосуществовать в сочетании и комбинации друг с другом, образуя транзитивную экономику.

Таков первый блок проблем, охватываемых курсом экономической теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, не определяющий существенные целевые функции производства и обмена. Как методологическая наука экономическая тео­рия прежде всего призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обме­ниваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономи­ческий рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты об­щественного труда, его нравственные и духовные начала. Экономический рост — показатель и источник экономической динамики. Таков второй блок проблем предмета экономической теории.
Именно поэтому предметом общей экономической теории выступают также закономерности и факторы экономического роста как в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении, так и на более отдаленном этапе общественного развития («длинная волна»). Экономичес­кий рост — содержание (стержень) экономической теории как науки. Он характери­зует общее состояние экономики и возможную её динамику, образующую конъюнк­турное состояние национального хозяйства (с. 18).
Через призму экономического роста анализируются различные подходы и взгля­ды экономистов и формируется собственная позиция адекватности экономики исто­рическим, национальным и другим традициям. С учетом использования потенциальных возможностей экономического роста рассматривается становление и функционирование товарного производства и ры­ночных отношений в конкретных социально-исторических условиях, а также аль­тернативные теории формирования стоимости на основе предельной полезности блага и услуги.
Это же предполагает исследование структуры, видов и сегментов рынка как сложной, многомерной и целостной системы экономики. Экономический рост пред­полагает исчерпывающую научную характеристику системы рынков, описание и определение границ рыночных отношений и обоснование экономической целесооб­разности или нецелесообразности распространения рыночных форм координации и воздействия их на соответствующие сферы и секторы экономики. При этом особое внимание должно быть уделено анализу общих и трансакционных издержек, эволю­ции

tt0_125_239.10, (страница 10)
теоретических взглядов по данной проблеме от А. Смита до сформулированных в последнее время взглядов Р. Коуза.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизирован­ности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конку­ренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальных обра­зований (японской, шведской, немецкой и т.д.). Возобновление производства и его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в общественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику,
Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономичес­кие закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурент­ной среды. В центре её анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, меха­низм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирую­щихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.
Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной эконо­мической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергают­ся государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов. Степень этого регулирования приобретает исключительный харак­тер в переходный период развития экономики, на этапе становления рыночных отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных и бюрократиче­ских методов управления. Впервые в конкретном плане основы этих связей были исследованы Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между (с. 19) ростом потребления и объемами производства, между ростом инвестиций и объе­мом продукта.
Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика в общем анализе и использовании его результатов подчинены единой цели — исследованию законо­мерностей и факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества. Поддержание стабильных параметров экономического роста и их опти­мизация осуществляются для удовлетворения материальных и духовных потребно­стей, усиления нравственных основ в развитии общества. Важное методологичес­кое
tt0_125_239.11, (страница 11)
положение, по нашему мнению, состоит в том, что микро- и макроуровни экономической теории — это не две отдельные науки. Скорее, это отдельные дис­циплины единой экономической теории, имеющие общий предмет исследования. Таким образом, экономическая теория — это:

  наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной дина­мике воспроизводства и динамике «длинных волн», наука о национальном богатстве;
  наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей;
  наука о видах деятельности по производству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств существования.

Экономическая теория изучает историческую эволюцию системы рационально­го хозяйствования как источника и движущей силы роста, действительного богат­ства и благосостояния отдельных групп и членов общества в аспекте товарно-де­нежных отношений.
Как уже отмечалось, предметом экономической теории являются закономернос­ти и факторы экономического роста. Но каковы цели этого роста, во имя чего они осуществляются?
В соответствии с положениями марксистской экономической теории цели произ­водства обусловлены основными экономическими законами способов производ­ства (капиталистический, коммунистический). Для капиталистической стадии ха­рактерной целью является получение прибавочной стоимости, а для социализма — максимально возможное удовлетворение потребностей.
И та и другая цели хоть и представлялись объективными, на самом деле были плодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. А сама постанов­ка вопроса об основном или неосновном экономическом законе есть не что иное, как перенесение партийной субординации в экономику (так ли это? – МБЗ). Кстати, К. Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам.
Из общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно-экономической жизни. Это:

  стабильный рост поступательного объема производства (экономический рост);
  стабильный уровень цен на основе свободной конкуренции;
  высокий уровень занятости; (с. 20)
• поддержание равновесного внешнеторгового баланса и др.
tt0_125_239.12, (страница 12)
Реальный ход микро- и макроразвития порождает дерево целей. Они классифи­цируются по различным признакам. Но главное, в чем сходятся зарубежные и отече­ственные экономисты, — цель экономического роста —удовлетворение материаль­ных и духовных потребностей человека, усиление нравственных основ в развитии общества. Знания, навыки, способности человека образуют человеческий капитал. Он источник будущего уровня жизни.
Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фунда­мента целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. п.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (эко­номическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирова­ние и т. п.).
В то же время общая экономическая теория тесно соприкасается и учитывает знания, полученные другими экономическими науками, а также социологией, пси­хологией, историей. Без учета данных этих наук полученные общей экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными и ложными.
В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенные функции:

1.Прежде всего она выполняет познавательную функцию, так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Однако недоста­точно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимо проник­нуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этих зако­нов в практической деятельности.
2.Поэтому вторая функция общей экономической теории—практическая (праг­матическая) — разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономи­ческой жизни и т. д.
3.Третья функция общей экономической теории — прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив обще­ственного развития.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни ци­вилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в фор­мировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономи­ческой динамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.

1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики
В науке к настоящему времени сложились два подхода в анализе экономической динамики и статики: анализ с учетом воспроизводственного
tt0_125_239.13, (страница 13)
подхода и исследование связей и зависимостей с позиций экономического роста. Ещё недавно утверждалось, что воспроизводственный подход — это марксистская теория экономического рос­та, а экономический рост — это буржуазная теория, альтернатива воспроизводству (с. 21).
         Представляется, что это несколько упрощенное, классовое толкование важней­ших экономических процессов. Общественное воспроизводство и экономический рост имеют общие и различ­ные черты в направлении анализа связей и зависимостей производства. Они исполь­зуют общие категории и показатели в исследовании, такие как средства производ­ства, рабочая сила, рабочее и свободное время, валовой общественный продукт, национальный доход и др.
Но между ними есть и различия:

Во-первых, теория воспроизводства рассматривает динамику производства, аб­страгируясь от темпов его приращения. Они принимаются произвольно и вытекают из схем взаимосвязей простого и расширенного воспроизводства. Главное здесь — пропорции связей первого и второго подразделений общественного производства, а уж из них выводятся темпы. Экономический рост предполагает, что темпы — исходны, и они определяют про­порции. Объективную основу их образует потребность общества. Следовательно, в теории экономического роста причинно-следственные связи имеют обратный ха­рактер.

Во-вторых, для прогнозируемого горизонта в основу воспроизводства берется годовой период динамики. Именно так определяется совокупный общественный продукт как сумма благ, созданных в годовой цикл. Для экономического роста основу расчета образует «длинная волна». Она включает несколько годовых циклов воспроизводства. На её протяжении общая тенденция темпов имеет тот же или менее устойчивый характер.

Третье отличие состоит в том, что в системе экономического роста свободное время выступает как резерв, как составная часть потенциала роста. Свободное вре­мя — это пространство, необходимое для развития человеческого капитала. При анализе воспроизводства игнорируется свободное время, считается, что чем меньше свободного времени, тем больше степень эксплуатации работника.

Таковы различия двух методов анализа экономической среды и ее динамики. Они отражают позиции различных школ: марксистской и неоклассической. Игнорировать эти различия не следует, но можно использовать в исследовании, если исходить из того, что воспроизводство — это исходная основа экономическо­го роста. Годовой цикл образует ступеньку в общей динамике роста. Исходя из этого, авторы при определении предмета исследования экономической теории считают, что
tt0_125_239.14, (страница 14)
экономический рост содержание экономической теории как на­уки. Он характеризует общее состояние экономики и возможную её динамику, образующую конъюнктурное состояние национального хозяйства. Измеряется он двумя способами: увеличением валового национального продукта, или чистого национального продукта на душу населения, и годовыми темпами роста произ­водства. Оба они показывают возрастание материального изобилия при миними­зации издержек. Экономический рост ведет к повышению благосостояния, зара­ботной платы, осуществлению программ борьбы с бедностью. Это показатели эффективности функционирования национальной экономики и удовлетворения личных потребностей (с. 22).

Глава 2. Философские и методологические  основы экономической теории.

С началом истории цивилизованного общества возникает система наук, которая изучает социум, т. е. такое сложное явление, как ассоциация людей. Эко­номическая теория не выступает в единственном числе. К наукам, изучающим общество, относятся: философия, история, политика, социальная психология, экономическая география, демография и др. Каждая из них имеет свой интерес и сегмент в изучении социума. Дело не ограничивается самостоятельной ролью общественных наук. Все науки находятся во взаимодействии, они дополняют друг друга и, в конце концов, составляют целостность гуманитарных наук, т.е. наук, которые имеют предметом своего изучения не отдельного человека, а всю совокупность людей, начиная со времени, когда человек выделился из животно­го мира и стал жить сознательно, целеустремленно, создавая первоначально идеально в своей голове, а затем материализуя в своих действиях и отношениях окружающий мир. Общество с тех древних времен стало развиваться не только под влиянием природы, но и специфических законов развития общества ассоциированных людей.
Экономическая теория, как и другие науки об обществе, имеет общую основу в виде современной философии. Для неё большое значение имеют те разделы фило­софии, которые выражают происхождение и сущность сознания, закономерности изменений явлений природы и общества, особенность познания в области эконо­мических явлений и процессов. В этой главе рассматриваются две проблемы: проблема мировоззрения, без уточнения которого нельзя приступать к системати­зации экономической теории, и проблема методологии познания, обобщения практики, способов умозаключения и теоретических выводов, отражающих реаль­ное состояние предмета экономической науки на нынешнем этапе ее понимания.

2.1.Философия и экономическая теория.

tt0_125_239.15, (страница 15)
Богатство философии используется для разработки парадигмы экономическо­го развития, которая, являясь методом исследования практики, служит для создания теории совершенствования жизни людей. В недрах экономической на­уки всегда накапливаются знания, которые могут синтезироваться в рамках единой парадигмы. Для дальнейшего развития науки следует обновить, модернизировать, упорядочить, сменить парадигму, предоставив тем самым возможность обобщения практики (эмпирического материала) под другим ра­курсом, чтобы новые данные науки могли адаптироваться на новом витке про­цесса познания. Таким образом, теория вместе с новой парадигмой может сде­лать следующий шаг более полного и глубокого познания законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений, без чего невозможно (с.  ) дальнейшее обогащение знаний общества о законах собственного развития, об окружающей среде. Философия — не описательная наука. Её применение в процессе познания усиливает активную роль всех отраслей науки.
Общие основы экономической науки включают в себя толкование основного вопроса философии (то есть авторы этого учебника существование этого вопроса признают, - МБЗ) — что первенствует: материальное или идеальное. В исто­рии человечества материя и сознание шли рядом, дополняя друг друга. Обще­ство в попытке объяснить мир и его движение разделилось на два противо­положных лагеря — материалистов и идеалистов. Материалисты считают, что источник развития находится в объективном мире, идеалисты отдают предпоч­тение духовному, мыслительному началу, этот спор длится более 2500 лет. Ста­новится всё понятнее, что противопоставлять материю и её сознательную форму для объяснения законов развития общества нельзя, если наука не желает полу­чить искаженную картину цивилизации и её истории. Происходит взаимное проникновение и отражение: материальных интересов — в сознании, сознатель­ных представлений причин и следствия — в материальном бытии (правильная и взвешенная позиция в этом вопросе, - МБЗ).
В современной экономической науке эти два направления представляют собой единство противоположностей. Теория рынка, а именно она излагается в курсе (то есть этот учебник – именно теория рынка, - МБЗ), представляет борьбу за единство материального и духовного. В экономике мате­риальные интересы и предпосылки обеспечивают общий интерес в производстве и в сохранении жизни, но право выбора формы собственности, своей ниши на рынке, организации труда и производства, методов вхождения человека в ассоциированную общность, крепость уз в ней остаются во многом предметом выбора, предметом предпочтения индивидуума. В историческом плане по поряд­ку происхождения и по условиям сохранения жизни материальное первенствует над идеальным. Однако происходит и определенное чередование материального и духовного на первых ролях, когда варианты материального развития господ­ствуют в духовной жизни или

tt0_125_239.16, (страница 16)
общество создает духовные конструкции жизни, которые не противоречат материальному интересу.
В индустриальном и постиндустриальном обществе, где высок уровень ма­териального производства и духовного творчества, происходит диффузия: ма­териальный результат становится следствием работы интеллекта — прежде чем создать, человек строит конструкцию в своей голове, а духовное качество обще­ства постепенно снижает свою зависимость от материального развития. Эконо­мическая наука имеет дело с идеальными моделями хозяйственного механизма и тем способствует развитию материального производства. Последнее не останав­ливается в своем развитии, порождает производство с новым качеством и ста­вит новые задачи перед познанием его законов. Сами идеи — если они разделя­ются всеми слоями населения — приобретают материальную силу в развитии общества. Таким образом, для цивилизации единство представляется в том, что для человека нет материального без идеального и идеального без материально­го. Отсюда следует, что философское понимание противоположности заключа­ется в том, что материализм и идеализм чередуются и попеременно, в зависимо­сти от состояния среды обитания и производительных сил общества, занимают первое место среди факторов развития общества.
Если постоянно выделять материальную сторону, то, в конце концов, это выльется в преуменьшение значения активной сознательной деятельности людей, чьё творческое (с. 24)  начало отнюдь не ограничивается только техникой и познанием природы. Конструировать общественные системы и управлять их развитием — не только нравственная обязанность человека, но и одно из объективных условий суще­ствования цивилизации. Плюрализм и возможность выбора вариантов развития подчеркивают генерирующую роль человеческого сознания, его духовную ценность.
Преувеличение материального приводит к гиперболизации экономики, обе­зоруживает человека, делает экономическую науку разновидностью догмы, ко­торая приобретает сверхъестественное значение. В этом случае различия между объективным и сверхъестественным теряют свои границы.
Между тем процесс познания материи продолжается. После открытия «физи­ческого поля» как совокупности элементов и частиц с бесконечным числом сред­ней свободы многие нации пересмотрели свои оценки собственных структур. Все большее число ученых признает экономическое поле, которое обеспечивает взаи­модействие производственных ориентации человека с мотивацией его поведения на хозяйственной арене. При этом степень свободы настолько велика, что чело­век может выбирать рациональные и иррациональные системы хозяйствования, может осуществлять большие исторические эксперименты, успех которых не гарантирован, как это имело место в СССР.
Экономическое поле как среда определенного сочетания времени и простран­ства деятельности хозяйствующих людей делает условия развития
tt0_125_239.17, (страница 17)
приемлемыми для подавляющего числа людей. Экономическое поле становится носителем ре­ально-объективного и реально-субъективного, материального и идеального, уп­равленческого и морально-нравственного, т.е. тех составляющих частиц и эле­ментов сложнейшей системы хозяйствования, которую нельзя обрисовать какой-либо одной краской. В этом случае в экономических процессах природа и человек работают на тенденцию к равновесию.
Единство противоположностей не является монополией материального и ду­ховного. Все явления жизни формируются в парные категории, оказывающие влияние на развитие общества, когда категории, которые отработали свой ре­сурс, распадаются, для того чтобы создать новое единство.
Общественные отношения в целом и в той части, в которой они отражаются в экономической науке, в критические периоды исторического развития услож­няют взаимодействие своих частей и элементов внутренних структур. Движение напоминает броуновское движение атомов и молекул, но не природы, а обще­ства; простых и сложных элементов, составляющих единое целое поле обще­ственных структур, обеспечивающих их динамику.
В транзитивной экономике движение ускоряется. Разрушение старых и воз­никновение новых пар единства противоположностей (интересно, что авторы учебника говорят только о парах противоположностей, что свидетельствует о том, что они не знакомы с диалектическим учением Гастона Башляра, - МБЗ) осуществляется быстрее и качественнее. Случайность в условиях новых скоростей увеличивает шанс рас­пада устаревшего единства противоположностей и формирование их новых пар. Чем выше скорости движения, тем больше вариантов подвергается исторической экспертизе, а случайность работает на необходимость, где в качестве критерия выступает степень прогрессивности. Чем больше история в единицу времени мо­жет перебрать вариантов (Кстати, это главная ценность формы культуры ИКТ, - МБЗ), тем меньше возможностей впасть в ошибку и нанести ущерб прогрессу. Оценка прогрессивности происходит не с позиций идеологичес­ких представлений, а с позиций практики как критерия истины (с. 25).
Ещё одно важное философское положение экономической науки. Оно состоит в том, что единство и борьба противоположностей самообеспечивают динамику элементов общественного развития (то есть они сознательно ещё придерживаются законов диалектики? – Похвально, - МБЗ). Как это понимать? Вся история человечества свидетельствует о том, что развитие общества предполагает управление; управле­ние — импульсы; импульсы — интересы; интересы — власть; власть — противо­весы; противовесы — борьбу. Если этот порядок изменить, то можно представить цепь причинно-следственных связей развития и создания базы и импульса для последующего шага в преодолении противоречия. Таким образом, противоречия становятся внутренней пружиной развития. Чередуя фазы
tt0_125_239.18, (страница 18)
возникновения, обо­стрения, преодоления распада, противоречие самообеспечивает динамику соци­ально-экономических процессов.
Механизм системы противоречий заложен в динамике социально-экономи­ческого развития общества, где действует закон отрицания отрицания. (Да, эти хорошие люди не боятся открыто исповедовать диалектику, - МБЗ). Всякая система достигает своего расцвета и затем накапливает элементы старения, что, в конце концов, приводит к смене ступени развития: рабовладельческое обще­ство пришло на смену первобытно-общинному; рабовладельчество передало эстафету феодальному обществу; наконец, всех вытеснил капитализм, внутрен­ние качества которого изменялись от одной стадии к другой. Однако попытка заменить его социализмом не увенчалась успехом. Означает ли это приостанов­ку действия закона отрицания отрицания? Вряд ли, скорее наши представления о формациях и стадиях развития общества нуждаются в коректировках и уточнениях. В одном нет сомнений: прогресс можно затормозить, но остановить нельзя.
Одна система отношений отрицается другой, но в недрах последней рождаются мотивы и механизм последующего отрицания. Приходится адаптироваться к но­вым условиям и продолжать вечное движение по вечной дороге прогресса. Здесь встречаемся с ещё одной закономерностью философского происхождения: накопле­ние количественных изменений вызывает коренные качественные преобразования. Этим обеспечивается постепенность относительно небольших количественных из­менений и переход к качественному скачку.
Кроме проблем приоритетов философия помогает решить такой важный воп­рос для экономики, как соотношение явлений, процессов, категорий, понятий. К таким отношениям, например, относятся отношения жизни и смерти, свободы и необходимости, цели и средства, производительных сил и производственных отношений.
В процессе создания и функционирования сложного экономического орга­низма возникает философская проблема соотношений — сознательного и стихий­ного, объективного и субъективного. По своему характеру причинно-следствен­ные связи этих отношений объективны, т.е. не зависят от воли и сознания человека. В то же время эти связи реализуют свой субъективный характер в результате со­знательного участия человека, его желаний, его действий, его мотиваций. Это крайности. Но есть вариант, где природа и человек действуют совместно. Человек сознательно использует законы природы. В земледелии, в животноводстве все делает природа, но при активном вмешательстве человека. Человек созна­тельно формирует определенные условия, для того чтобы получить желаемые ре­зультаты (с.  ).

Сознательные процессы помогают человеку познать и использовать эконо­мические законы. В этом случае деятельность человека есть познанная необходи­мость. Но сложность и опасность заключаются в том, что
tt0_125_239.19, (страница 19)
стихийность — и в этом вся её необузданная сила — действует как непознанная необходимость, что приводит к тому, что эта сила может противоречить интересам человека. Так об­стоит дело всякий раз, когда люди встречаются с катастрофами: землетрясением, наводнением, засухой и т.п. Однако человек сознательно может вызвать нечто, близкое к катастрофе: взрыв водородной бомбы, болезни вроде чумы, СПИДа, искусственное конструирование человека (клонирование).
Экономическое развитие по оптимальной траектории предполагает сочета­ние стихийного и сознательного. Гармония возникает по причине того, что сла­бость стихийного нейтрализуется силой сознательного, а слабость сознательно­го нейтрализуется силой стихийного. Сила стихийного — в тесноте и прочности причинно-следственных связей, симпатии людей на них не влияют. Слабость стихийного — в отсутствии четких, предсказуемых результатов и сроков их наступления, в значительном влиянии метода проб и ошибок. Сила сознатель­ного — в выводах и аргументированной информации о степени прогрессивнос­ти объективных связей, о путях осознанного влияния на них с целью поставить стихию на службу человеку.
Учитывая особенность взаимодействия сознательного и стихийного, фило­софия и экономика после долгих поисков и мучений разработали научную нишу, которая заполнялась довольно логичными представлениями об активной роли сознательного в экономической теории и хозяйственной практике. Общественное разделение труда объективно породило необходимость планирования, т.е. со­знательного поддержания пропорциональности между сферами производства, отраслями, фирмами, домашними хозяйствами (на самом деле, между темпами развития всех без исключения форм культуры, - МБЗ).
Здесь наблюдаем определенное единство сознательного и стихийного. Но вмешательство человека может нарушить баланс. Так, если человек хочет заста­вить производство работать по единственному варианту — директивному пла­ну, то нельзя будет исправить ошибки директивы, и она нанесет большой ущерб экономике. Другая крайность, не менее ущербная, — если все отдать на откуп стихии, отказаться от сознательного плана, лишенного директивного характе­ра. В этом случае рынок не выдержит социальных нагрузок, и общество потеря­ет научно обоснованные ориентиры, без которых потери могут оказаться слиш­ком великими.
В оптимальном варианте бизнес-план, например, сведет в единство интерес предпринимателя и интерес потребителя и сохранит гибкость, которая необхо­дима для альтернатив в связи с изменением экономической среды.
В хозяйственном организме качественное положение в соотношении двух и более факторов зачастую определяется равновесием. В рыночной экономике это выражается в равновесной точке спроса и предложения, в равновесии цен реали­зуемых товаров и услуг и количества бумажных денег, необходимых для обра­щения в условиях равновесия. Однако и здесь не
tt0_125_239.20, (страница 20)
обходится без противоречий. Разные факторы роста генерируют противоположные тенденции. Пропорцио­нальность текущего производства обусловливает равновесие между спросом и предложением. Более того, равновесие — самый экономный вариант роста. (с. 27)
Между тем научно-технический прогресс находит в равновесии серьезного противника, который может затормозить экономический рост и повышение эффективности производства. Обществу нужны неравновесие, волнообразные движения, которые знают равновесие только как момент. В эту «дыру» устрем­ляется научно-технический прогресс со всеми его противоречиями и социально-экономическими неожиданностями. Постоянное несовпадение тенденций дикту­ет необходимость ограничивать условия при решении задач на оптимальность, т.е. находить варианты, которые не имеют конкурентов по заданному крите­рию.
Философский арсенал методов познания обогащает экономическую науку. Использование математики в экономической теории привело к созданию эконо­мической кибернетики и нового раздела экономики — эконометрики, которая изучает систему положений и понятий экономической теории. Она устанавливает её границы, способы введения новых понятий и доказательства ее положений.
Экономическая теория пользуется методами познания, которые разработала философия. Это, прежде всего, общие принципы научного мышления. Вся со­вокупность познавательных средств, методов, приемов наблюдений объекта ис­следований, доказательств объективных процессов составляет методологию эко­номической науки.
С середины XX в. ученые-экономисты стали констатировать новую парадиг­му экономической науки. В современном философско-методологическом звуча­нии она выражает основной постулат, вокруг которого разворачиваются все элементы познания экономики и этапов ее развития. Парадигма обеспечивает единство при использовании методов познания, делает их логически и истори­чески развивающимися от простого к сложному, обладающими способностями сравнения и сопоставления экономических систем во времени и в пространстве.
Ещё А. Смит заметил, что система экономического хозяйствования, которую он наблюдал, есть рыночная система столкновения интересов продавцов и по­купателей. Далее была высказана идея, что элементарной клеточкой рыночного механизма является товар. Однако процесс формирования парадигмы не закон­чился. К. Маркс построил свою систему понимания капитала как отношения вок­руг трудовой теории стоимости. Маржиналистское понимание хозяйственной жизни «экономического человека» строится на противоположной парадигме: предельные оценки делают сравнимыми потребительные стоимости как по­лезности товара для конкретного человека.
В условиях, когда господствует ручной труд, очевидно, парадигма стоимости более соответствует объективному процессу. Интеллектуализация
tt0_125_239.21, (страница 21)
труда на уров­не постиндустриального общества не только позволяет активизировать по­требительную стоимость, но и создать теоретическую основу для аргументации прав человека, которые впервые могут рассматриваться как свойство, которым обладает каждый гражданин.
Россия переживает период перехода к рыночной экономике. Для переходной экономики целесообразно развивать экономическую теорию при использовании двух парадигм: стоимости и потребительной стоимости (то есть ценности? Полезности? – МБЗ). Это обеспечит много­сторонность, взаимное оппонирование экономических школ и, как результат, — большее обоснование теоретических позиций транзитивной экономики (с. 28).
В связи с пересмотром роли и значения рынка (это – очень принципиальный момент! – МБЗ) экономическая наука России совершенствует методологию своих исследований. Ранее она слишком долго от­давала дань догмам марксизма. Хотя марксизм и заявлял о том, что его методо­логия находится в рамках диалектического материализма, но реально ему довольно часто приходилось черпать доказательства из котла метафизики. Только она позволяла, например, считать, что развитие остановилось на Октябрьской революции, что дальше все лишь повторяется без качественных изменений, стра­на попала в исторический тупик с постоянно устаревающими ориентирами.
Восстановление диалектической методологии с оценкой материального и ду­ховного для экономической теории означает создание условий, благоприятству­ющих восстановлению (речь идет о действительном восстановлении очевидно разрушенного, - МБЗ) науки. Однако это процесс постепенный. Самостоятель­ное развитие науки о законах развития экономики на своей отечественной российской базе возможно будет не ранее преодоления кризиса и функциониро­вания цивилизованного рынка. Теперь же экономисты вынуждены заимствовать зарубежную теорию рынка (в этом огромная трагедия современной России, - МБЗ), которая несет в себе информацию о природе и меха­низме рыночных отношений как реакцию на проблемы и трудности эконо­мического развития Запада. Собственной базы развития нормального россий­ского рынка еще нет у отечественной экономической науки, поэтому не только вопросы экономической политики, но некоторые теоретические рецепты необ­ходимо воспринимать как иллюстрацию возможного, но не необходимого (как ясно и правильно мыслит группа авторов этого учебника, - просто поразительно, откуда они взялись. Ведь в Москве всех таких уже давно уничтожили, - МБЗ).
Первые встречи с рыночной экономикой дали некоторые возможности обоб­щений. Однако авторы вполне отдают себе отчет в том, что цельная, завершенная философия и методология экономической науки с рыночной парадигмой ещё ждут своих исследователей.

2.2. Парадигма экономической теории.

tt0_125_239.22, (страница 22)
Преобразования на пути движения России к рынку носили, прежде всего, политический характер. Глубокой подготовки и экономического обоснования не было. Выдвигался тезис: «всё наоборот», и отсюда следовало проведение поли­тики шоковой приватизации, т.е. преобразования общественной собственности в частную. Но даже то, что такое шок, кто должен оказаться в шоке: частные собственники, средства производства, вся экономика или какие-то сектора, ка­кова роль государства в этом процессе, каковы его минимальные и максималь­ные границы, — это все оставалось тайной, и в ряде случаев перед теорией даже не ставились такие вопросы.
Первые учебники рыночной экономики постсоциалистической эпохи конста­тировали крах социализма и победу капитализма (Рыночная экономика. Учеб­ник в 3-х томах / Под ред. проф. Смирнова А.Д. Изд-во СОМИНТЕК, 1992; Экономика и бизнес / Под ред. Камаева В.О. Изд-во МГТУ, 1993; Курс эко­номической теории / Под ред. Чепурина М.Н. Учебное пособие. - Киров: МГИМО МИД, 1994). Причем ни в одной главе нет даже тени сомнений в право­мерности своих выводов. Описывается главным образом капитализм пещерной эпохи, которого даже в странах третьего мира нет, его можно воспринимать не как пример для подражания, а как исторический этап глубокой старины (с. 29).
Предлагаемая глава ставит своей целью анализировать и синтезировать спе­цифику рыночной экономики России, хотя эта проблема далеко не исчерпана. Как заявку на пионерский проект следует оценивать разработку парадигмы эко­номической теории рынка, исходя из той специфики и своеобразия, которые на­блюдаются в переходный период российской экономики. Почти все отрасли на­уки, имеющие корни в древнем мире, первоначально составляли интегральную систему философии. Парадигма, представляющая собой особенности познания, на заре цивилизации совпадала для всех наук с парадигмой философии. «Любовь к мудрости» объединяла весь процесс познания природы и общества, интегрируя все специфические особенности каждой науки в отдельности.
Классическая философия знала одну парадигму, т.е. установку, на познание мира и его сущности. Эта парадигма получила отражение в экономической на­уке. Она свидетельствовала о гносеологических (познавательных) принципах возможности познания экономической теории. Парадигма несла в себе противо­речия. С одной стороны, признавалась принципиальная возможность познания явлений природы и общества. С другой стороны, познание происходило путем раскрытия бесконечной цепи больших и малых тайн. Завеса тайн приоткрыва­лась для пытливого человечества, но всегда что-то оставалось неизвестным.
Всякий раз человек стремится познать истину, раскрыть сущность явлений. Процесс познания в известной мере приоткрывает завесу, но не полностью. К тайнам вчерашним добавляются тайны сегодняшние. Вчера мы знали, что в каж­дой отрасли науки есть определенный перечень проблем, о которых люди ещё не имеют достаточной информации, но сегодня к ним
tt0_125_239.23, (страница 23)
добавились ещё проблемы те­кущего развития. Природа и общество не остаются постоянными, навсегда дан­ными, производственных ориентации. В силу изменения окружающей среды и внутреннего саморазвития естественное и общественное изменяются, приспосаб­ливаются к новым условиям, создавая новые структуры, обеспечивая реструкту­ризацию общества или естественный отбор, усложняя взаимные связи, усиливая взаимное влияние. Новое пополняет прогрессивную и регрессивную тенденцию развития, порой возвращаясь назад или уходя так далеко вперед, что это наносит вред как человеку, так и природе.
В качестве примера можно назвать реформу в России, которая перетягивает страну в русло рынка, когда появились экологические трудности как результат реакции природы на деятельность человека. Становление экономической науки как науки о поведении людей в процессе хозяйствования возродило в философии парадигму взаимосвязи в самом общем виде. Она заключается в том, что законы, по которым человек желает хозяйствовать, вполне могут быть поняты и исполь­зованы в рыночной экономике.
Законы хозяйственного поведения человека не лежат хаотически на поверх­ности общества. Но исследователи уверены, что социально-экономические науки постепенно соберут богатую информацию, которая позволит,

во-первых, от­разить относительно полную систему законов, регулирующих хозяйственную жизнь общества, фирмы, семьи;
во-вторых, обогатить практику хозяйствования, что в конце концов даст возможность достичь благосостояния для подавляющего большинства населения страны. Экономическая наука ни в какой точке исто­рического развития цивилизации не может быть завершена. Она обречена быть (с. 30) постоянно на марше, то приближаясь, то удаляясь от истины, которая позволит об­ществу функционировать в режиме наибольшего благоприятствования. Вслед за изменением производительных сил и общественных структур меняются законы хо­зяйственного поведения, формы действия, последствия, в конце концов, их суть, их историческое значение.
В условиях всеобщего динамизма общественного развития, дополняемого плюрализмом и субъективным избирательством, нельзя ограничиться такой об­щей парадигмой, которая не выражала бы специфику экономики и особенности познания процессов, происходящих на мировом социально-экономическом поле.
Нельзя сказать, что философия раскрывает все аспекты понимания «поля». Однако экономическая теория уже широко использует категории рынка для обо­снования однородного понимания единства времени и пространства как некой философской основы для массовых экономических явлений. Возникнув в физике при попытке создать единую теорию элементарных частиц и их превращений (Эйнштейн), сейчас понятие поля
tt0_125_239.24, (страница 24)
как единства материального и духовного в со­вместной деятельности природы и человека распространяется на конкретную сферу экономики. Например, категория социально-экономического получает всё более строгое содержание и широкое использование во многих науках и инфор­мационных системах.
Синтез объективного реального процесса и его познания в результате созна­тельного обобщения и научных абстракций того, что наблюдается на практике и затем возвращается обратно в практику, дает возможность составить эконо­мическое единое поле, состояние которого свидетельствует, как далеко ушёл че­ловек в поисках истины. Единое поле возникает в том случае, если синтез обес­печил внутреннюю связь между частицей объективного мира и его субъективным отражением в сознании человека, причём связка «объект-субъект» будет характе­ризоваться наличием прямых и обратных связей. Наука в процессе познания от­ражает истину бытия, но и сознание, послав информацию во все сферы хозяй­ственной деятельности человека, подтверждает тем самым близость пути к истине и творческое активное начало в деятельности человека.
Известно, что в культуре каждого народа, в каждой цивилизации изначально переплетаются, взаимодополняют друг друга две ветви развития:

во-первых, осво­ение и хранение навыков употребления в своих целях элементов физических (био­логических) полей;
во-вторых, освоение, использование и хранение социальных полей (экономических, политических). Основным «продуктом», который нахо­дится в постоянном движении по соответствующему полю, являются микрочастицы всех элементов всеобщего физического (биологического) мира, имеющие волнообразные потоки выражения своей энергии. Вторая составляющая поля представляет собой потоки информации о реальной действительности, отражаю­щей мир через образы и измерения человеческого сознания.
Экономическое поле есть синтез объекта и субъекта, который выражает единство и различие составляющих частей производительных сил и мотивов по­ведения человека в хозяйственном образе. Поведение это затрагивает отношение людей к природе и друг к другу в процессе активной экономической дея­тельности. Мыслительные процессы человека сопровождаются формулировкой парадигм на экономическом поле. Мысль, сущность (и т.п. информация) могут (с. 31) существовать в сознании человека и выражаться в материальном производстве и нематериальных услугах.
Таким образом, первая черта, характерная для парадигмы, заключается в том, что это возможность познания и постоянное возобновление потребности в даль­нейшем познании законов, условий и последствий выбора экономического раз­вития и развития цивилизации. Парадигма не просто

tt0_125_239.25, (страница 25)
говорит о принципиальной возможности познать экономическое поле, но и позволяет выразить его суть, внутренний механизм развития.
Перед наукой стоит весьма сложная и трудная задача оптимального сочетания абстрактного и конкретного при обосновании парадигмы. Принципиальная возможность понять сущность экономического поля — это, пожалуй, самое абст­рактное понимание сути парадигмы, которая воспринимается в условиях концен­трации единства времени и пространства в экономическом развитии цивили­зации.
Следующий шаг в направленном движении к парадигме сделала классическая школа политической экономии. А. Смит предложил целый ряд толкований со­держания стоимости. За это его критиковали, так как было нарушено требование монистического понимания категории и внутренней субстанции. Об огра­ниченности этих поисков писал К. Маркс, обращая внимание на то, что сто­имость не материальна и ее нельзя осязать. В философии такое понимание теоре­тических категорий получило название трансцендентность, т.е. суть категорий выходит за пределы открытого познания и физического ощущения. Однако К. Маркс провозгласил труд как единственную субстанцию стоимости, тем са­мым сузив масштабы экономической теории и дав возможность неоклассикам от­крыть дискуссию, в результате которой возникла «экономикс» как новое про­чтение экономической теории.
Классическая политическая экономия в большей степени, чем экономике, взаимодействовала с философией. Поэтому она более тонко воспринимала тео­рию экономического поля и учение о парадигме. Но это не означает, что поли­тическая экономия и экономике исключают друг друга. Есть мнение, что они взаимно дополняют друг друга, решая общие и относительно самостоятель­ные задачи. Экономикс разрабатывает версии, в которых преобладает описатель­ный и количественно-операционный подход, т.е. описывает предмет и объясняет его. Экономикс ставит человека в положение познавателя, наблюдателя и непо­средственного создателя. Экономикс — это экономическая инженерия, об­служивающая хозяйственный и социальный мир, поражая его своей «точностью», «изяществом» и «практичностью». Но, к сожалению, математические принципы и приемы вытеснили рассуждения и философское осмысление хозяйственных про­цессов.
Практика последних лет подтвердила актуальность парадигм, в которых сконцентрирована теоретическая классика и философское видение экономики. Но необходимо многое пересмотреть, от многого отказаться. Например, от клас­совости науки. Наука как процесс познания объективного мира не может изме­няться под влиянием тех или иных классовых интересов.
Отрицать значение политической экономики в формировании парадигм было бы неверно, более того, они могут использовать результаты развития друг друга (с. 32).

tt0_125_239.26, (страница 26)
Основное смысловое звено, например парадигмы экономической науки, родилось в недрах политэкономии, но используется в Экономиксе. Реальное обогащение друг другом может быть получено в результате поиска новых решений в рамках класси­ческого подхода.
От общефилософского восприятия всеобщего познания окружающей дей­ствительности содержание парадигмы конкретизировалось и прошло опреде­ленный путь развития. Оно определялось тем, что классическая политэкономия крутилась вокруг стихии рынка, когда индивидуальная инициатива определяла общественный прогресс. Далее наука сосредоточилась на одном элементе рынка: товаре, выделив из него одну из составляющих — стоимость. В новых исто­рических условиях была попытка выдвинуть в качестве содержания парадигмы потребительную стоимость как результат усиления социальной значимости рын­ка. Однако эта попытка сомнительна: потребительная стоимость вызывает огра­ниченный конкретный интерес, а не всеобщий глобальный, как стоимость.
Что же происходит с парадигмой в новых условиях создания рынка с соци­альной ориентацией? Стоимость слишком общая характеристика, и она не может отразить современную форму рынка. Есть предложение сосредоточиться на эко­номическом, социальном и политическом равновесии как важнейшей черте со­временного содержания парадигмы экономической теории, которая бы отразила не только объективность, но и усиление роли субъективной творческой деятельности людей как составной части экономического поля. Здесь концентрируется внимание на различиях рынка, а не на том, что объединяет рынок любых исторических эпох и цивилизаций.
Практика показывает, что создание новой парадигмы развития социума может происходить двумя путями.

Во-первых, путем сознательной переоценки всех институтов с целью отбора и обновления,
во-вторых, путем революционной смены всех элементов парадигмы развития — от самых общих до самых конкретных. В том и другом случае имеются свои издержки, свои упущенные возможности. В эволюционном методе реконструкции парадигмы могут ока­заться сохраненными слишком много старых представлений и институтов. Это не позволяет объективно оценивать её цели, роль и значение в поступательном движении. Революционный метод тоже обладает своими крайностями. Вводится совершенно не апробированный комплекс институтов, организаций, правил. Он может перейти границу критической массы, которую общество не в силах будет потребить в оптимальных условиях сохранения своего потенциала роста и развития. Потеря же условий оптимальности объективно сопровождается сни­жением потенциала роста и увеличением упущенных возможностей. Сопостав­ление упущенных возможностей при эволюционном и революционном пере­смотре парадигмы развития может дать правильный ответ на вопрос, что и как делать.
tt0_125_239.27, (страница 27)
Анализ событий в России за последние 10 лет дает возможность сделать не­которые выводы:

-первоначальный этап охарактеризован попыткой использовать революционный путь формирования парадигмы нового общества, шоковой пере­стройки экономики без оглядки на социальные последствия. Но у экономики резервов не было, и объем производства снизился в 1996 г. до 40% от 1990 г.; (с. 33)

-над реформой нависла угроза «спонтанной незавершенности», ибо разработка парадигмы нового строя затягивалась, а практика давала слишком боль­шой негативный материал обострения кризиса и отсутствия стабильности;

-постепенно от революционных методов приходится отказываться и учитывать, что всё более активную роль играют эволюционные пути и методы разработки парадигмы и более конкретной конкуренции в создании новых рыночных отно­шений с социальной ориентацией;

-если революционный путь предполагал начинать как бы с нуля, с отказа от всего, что было ранее наработано общественными науками, то эволюционный путь предпочитал активно использовать все то, что прошло испытание временем. В частности, это относится к усилению регулирующей роли госу­дарства и проведению социально-направленной политики.

2.3.Методы познания экономических явлений.
Экономическая теория изучает отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, необходимых для жизни и развития общества. Специфика предмета предполагает специфику мето­дологии и методов исследования.
Методологияэто общий подход к изучению экономических явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе: субъектив­ном, диалектико-материалистическом, эмпирическом, рационалистическом. В на­стоящее время в науке господствует рационалистическая методология, которая предполагает изучение и открытие объективных рациональных законов экономи­ческой цивилизации на основе целостного исследования экономической системы независимо от классового состава населения. В качестве инструментария использу­ется математический аппарат, эконометрика, кибернетика. Результатом исследо­вания выступают экономические модели, схемы, графики.
Рационалистический метод предполагает анализ объективной реальности в по­стоянной динамике, включая анализ внутренних связей, законов производ­ства, распределения, обмена и потребления. Наиболее полно взаимосвязь раци­оналистического и аналитического подходов
tt0_125_239.28, (страница 28)
прослеживается в анализе процессов воспроизводства и экономического роста.
Методология основывается на методах:
Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Если предмет науки и ее методология характеризуются тем, что исследуется, то метод — как исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого мето­да зависит реальность результатов.
В экономической теории применяются различные методы познания: позитив­ный, нормативный, систематизация факторов, научная абстракция, эксперимент и др.

Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т.д. Так, философия экономической науки (с. 34) формирует учение о равновесии и эволюции систем командно-административной и ры­ночной, их структуре и инфраструктуре.

Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности. Главный принцип этого метода в том, что он направлен на получение результа­тов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Примене­ние этого метода предполагает использование математических приемов решения экстремальных задач на минимум или максимум, решение системных ситуаций и проблем. Развитие экономической науки в современный период предполагает исполь­зование такого метода, как сбор информации, её анализ и синтез.

Экономическая жизнь — это скопление фактов, которые существуют в конк­ретной действительности. Поэтому данный метод связан со сбором большого количества данных. Однако, чтобы познать эти факты, необходимо от их обо­зрения подняться на более высокую ступень, к научному обобщению.
Один из методов, активно используемых в экономической науке,—метод вос­хождения от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению. Если по­пытаться сохранить для научной оценки всё богатство сущного и найти главные, определяющие движение, связи и экономические законы, то можно запутаться в многообразии явления и упустить сущность. Абстракция позволит высветить ту основу, причинно-следственную связь, которая дает возможность управлять си­туацией. Однако и здесь нужна оптимизация. Слишком усиленная абстракция уводит науку от объективной реальности. Прекращается связь науки с практикой, по­следняя выступает
tt0_125_239.29, (страница 29)
критерием истинности и ценности теории. Находясь в дли­тельном отрыве от практики, наука может создавать «идеальные модели», не от­ражающие реальную действительность и позволяющие подчинить волю людей на структурах, искажающих, деформирующих законы развития.

Метод научной абстракции приобретает огромное значение именно в общей экономической теории. Общественную жизнь нельзя изучать в лабораторных ус­ловиях. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений и отыскивание главного, наиболее су­щественного в них. Таким образом улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как тео­ретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, день­ги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических яв­лений.
Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза. Анализ экономических явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой со­ставной части целого. Синтез предполагает, что явление первоначально изуча­ется как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элемен­тов в единое целое и делается общий вывод.
Определенную роль среди используемых методов общей экономической теории играет эксперимент и экономические реформы. Они занимают особое место в (с. 35) исследовании и требуют тщательной подготовки, расчета, обоснования, научной прора­ботки.
В общей экономической теории широко используется принцип сочетания исторического и логического. Исторически общество развивается от простого к слож­ному, но развитие это не свободно от отступлений и забеганий вперед. Изучение истории помогает понять внутреннюю логику предмета, а знание внутренних струк­тур общества придает истории научный характер.
Единство исторического и логического — методологический принцип, кото­рый помогает концентрировать внимание науки на усилении аргументации, обо­снованности выводов. Как в самих исследованиях, так и в логических постро­ениях при изложении их результатов необходим постоянный взаимоконтроль: логику исследования надо постоянно контролировать историческим сопоставле­нием, а факты истории — располагать в логической последовательности, выте­кающей из парадигмы экономической науки. Однако единство исторического и логического нужно понимать как определенную тенденцию, достаточно свобод­ную в своем колебании. Жесткая связь исторического и логического может поро­дить догматическое представление о некоторых эпизодах истории или возвести формальную логику в научный аргумент (c. 36). tt0_125_239.29. (страница 29)

0 коммент.:

Отправить комментарий